Саморегулирование прочно укрепилось в разных отраслях отечественной экономики. Об особенностях функционирования СРО в сфере микрофинансирования мы побеседовали с Управляющим партнером AC-S (ООО «Эй Си Эс») Расимом Исмаиловым, который участвовал в создании крупнейшей СРО на рынке микрофинансирования. Эксперт на протяжении нескольких лет являлся независимым членом Совета СРО «МиР», кроме того, он возглавлял некоторые комитеты этой саморегулируемой организации: по безопасности, по стандартам и правилам, а также по PR и GR деятельности.
- Как саморегулирование изменило рынок микрофинансирования?
- В первую очередь саморегулирование напрямую повлияло на подход МФО в работе с конечным клиентом. Появились четкие и понятные правила игры - стандарты деятельности. Были прописаны общие подходы в работе с просроченной задолженностью, что в условиях отсутствия, на тот еще момент, ФЗ №230 являлось надежным инструментом защиты потребителей микрофинансовых услуг. СРО позволило выстраивать конструктивный и прозрачный диалог с регулятором. Рынок получил консолидированный и действенный инструмент диалога с внешним миром. Крайне важным изменением явился выход множества организаций из тени.
- Как рынок функционировал до появления СРО? Что вызвало появление первых СРО?
- Идея саморегулирования возникла у большинства крупнейших участников задолго до появления СРО. Изначально это происходило в форме некоммерческого партнерства. К сожалению, далеко не все компании поддерживали эту идею, но работа системно настроенных участников рынка позволила переломить этот момент. По сути инициатива саморегулирования изначально принадлежала самими игрокам. Объединившиеся компании принимали активнейшее участие в разработке законопроекта о саморегулировании. Работали и продолжают работать в различных экспертных комитетах.
- Какие есть минусы у института СРО. Что мешает саморегуляторам?
- Скорее не минусы, а ограничения. Не все могут СРО из того, что могло бы быть делегировано регулятором. Но я считаю, что это скорее вопрос времени и зрелости рынка. Возможно, еще стоит отметить не всегда полноценное отношение к СРО со стороны иных регулирующих и надзорных, а также правоохранительных органов.
- Какие стандарты, разработанные в СРО, значительно повлияли на профессиональное сообщество?
- С уверенностью скажу, что это стандарты, направленные на работу с заемщиком, защищающие интересы потребителя на всех этапах взаимодействия с МФО. Защита прав потребителей микрофинансового рынка была, есть и, надеюсь, останется приоритетным направлением. Тем более в условиях значительного негатива со стороны СМИ.
Источник: Информационный портал «Все о саморегулировании»